ТЕХНИКА ПОЛЕТА ПО ПРИБОРАМ
Нельзя летать «половина-наполовину», т. е. летать по приборам и в то же время стараться ориентироваться по земным предметам. Бестолковый Джо не может понять, почему нельзя летать по приборам, а время от времени проверять точность своего полета, выходя под облака и ориентируясь по земле. Он не понимает, что именно такой метод полета приводит к серьезным неприятностям. Действительно, можно почти наверняка предсказать заранее, что полет, проведенный по такому методу, будет последним для человека, сидящего за рулем самолета. Если облака высоки и видимость хорошая, летите по земным ориентирам; в противном случае летите по приборам и не «половина — наполовину», а полностью.
В предыдущих главах я рассказал вам все, что мог допустить объем настоящего труда, о погоде и о том, как обходиться с ней, а также о приборах, о мощности мотора и о многом другом, связанном с нашей темой, так как именно эти знания вы должны приобрести, прежде чем начать летать по приборам. Но одних этих знаний для полетов в облаках и тумане вам будет недостаточно; вы должны сперва пройти на земле тренировку в полете по приборам. Знание фактов вы можете приобрести из книг, но чутье приобретается только долгим опытом, а техника — только постоянной практикой.
У бестолкового Джо было несколько двоюродных братьев, которые так и не приобрели необходимого чутья, так как их многообещающая карьера была прервана из-за недостатка практики в тот ранний период, когда люди только начинали летать по приборам.
В этот ранний период все время наблюдался конфликт между самолетом, погодой, приборами и внешними чувствами и ощущениями самого летчика. Так как относительно всех этих факторов мало что было известно, многие дорого поплатились за приобретенный опыт. Я помню случай, когда один из родственников бестолкового Джо летел над гладким, равнинным участком местности, окаймленном горами. Когда он приблизился к горам, погода испортилась, высота облаков уменьшилась и у самой поверхности земли образовался туман. На самолете имелись приборы, но летчик пользовался ими неохотно, надеясь, что туман рассеется. Туман не рассеялся, а летчик начал терять доверие к своим приборам. Высунув голову из самолета, он спустился под облака, чтобы посмотреть на землю. Он успел бросить на землю только один взгляд, который и был для него последним.
Этот родственник бестолкового Джо вовсе не является единичным примером. Подобные случаи часто бывали в раннем периоде развития авиации и наблюдаются еще до сих пор, но я надеюсь, что вы будете следовать золотым правилам, на которых основывается безопасность полетов: летать с визуальной ориентировкой, когда это возможно, и практиковаться в полете по приборам на земле и в хорошую погоду, пока у вас не выработаются достаточные навыки и вы не приобретете достаточную уверенность в своем уменье летать в облаках по приборам, не пытаясь рассмотреть, над чем вы летите. Летая по приборам в облаках, помните; что благодаря счислению пути и прочим приемам аэронавигации вы знаете, над чем вы летите. Если ваши расчеты правильны, вам нечего стараться рассмотреть, что находится под вами; если они неправильны, то попытка снизиться, чтобы посмотреть на местность, только увеличит ваши затруднения.
Другой источник затруднений заключался в те времена в том, что очень немногие летчики доверяли приборам по той простой причине, что они совершенно не умели истолковывать их показания. При полете в облаках они пытались руководствоваться «рефлексами управления», которые они выработали в себе во время полетов с визуальной ориентировкой. Однако «рефлексы управления» дают надежные указания только при полете с визуальной ориентировкой; в облаках же они только сбивают летчика с толка и неоднократно являлись причиной гибели самолета и летчика. Но время, опыт и теория постепенно показали, в чем тут дело, и мы, наконец, научились правильно летать по приборам.
Так как самолет и его приборы ведут себя совершенно одинаково в облаках и вне облаков, не имеет большого значения, где и когда летит самолет. Значение же имеет то обстоятельство, что ваше ощущение равновесия и направления изменяется в зависимости от того, видите ли вы горизонт
|
или нет, и что при полете в облаках вы сами можете стать главным —или, наоборот, самым маловажным — источником затруднений. Когда ваши глаза открыты и вы видите землю, вы при нормальных условиях сами сохраняете равновесие. Но, когда вы теряете зрительную ориентировку, ваше чувство равновесия и направления совершенно искажается. Попробуйте пройтись по улице с завязанными глазами, и вы увидите, как быстро отсутствие зрительной ориентировки нарушает ваше чувство равновесия. Сядьте с завязанными глазами на вращающийся стул, и пусть вас повертят на нем; вы увидите, как быстро вы потеряете чувство направления. Если вас вращают влево, то, когда вращение прекратится, вы почувствуете, — это подскажет вам ваше ощущение, — что вы продолжаете вращаться вправо. Это ощущение вращения (можете назвать его головокружением) вызывает противоречивые ощущения и ложные впечатления о скорости и направлении вращения. Во время полета в облаках без пилотажных приборов человеческий организм под влиянием головокружения имеет тенденцию неправильно реагировать на изменения положения самолета, и летчик начинает неправильно действовать органами управления.
Рис. 266. Человеческое ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Было установлено, что большое влияние на сохранение человеком равновесия имеет внутреннее ухо с его тремя полукружными каналами. Строение внутреннего уха показано в правой части рисунка. Заметьте, что три полукружных канала лежат в разных плоско-
20 Полеты в облаках
стях и что в конце каждого канала имеется расширение. Это расширение (ампула) выложено волосковыми клетками. Полукружные каналы и перепончатый мешочек, в который выходят каналы, наполнены жидкостью (эндолимфой). Всякое перемещение этой жидкости отзывается на волоско — вых клетках, которые в свою очередь возбуждают определенные нервы, передающие в мозг Ощущение движения. Так как каждый канал расположен в своей собственной, отличной от других, плоскости, жидкость в одном из каналов может быть приведена в движение, в то время как в других каналах она остается неподвижной. Например, если вас вращают на стуле, приводится в движение жидкость в горизонтальном канале, и вы испытываете ощущение горизонтального вращения. Если вы перемещаетесь в вертикальной плоскости, приходит в движение жидкость в одном или обоих вертикальных каналах.
Существует целый ряд теорий и объяснений того, каким образом внутреннее ухо и мозг реагируют на движение, но для наших целей эти теории не имеют значения. Вам важно знать только то, что без зрительной ориентировки вы не можете полагаться на ощущения, вызываемые внутренним ухом. Поэтому при полете в облаках вы должны отрешиться от ваших собственных ощущений движения и всецело положиться на показания приборов.
Полет со зрительной ориентировкой требует хорошей головы, полет по приборам —еще лучшей. [28]
Рис. 267. Указатель поворота реагирует на всякое движение руля поворота, вызывающее поворот, и указывает скорость и направление поворота. Таким образом, указатель поворота и руль поворота тесно связаны между собой.’
Рис. 268. Указатель скольжения показывает, горизонтальны ли крылья самолета или они наклонены на некоторый угол к горизонту, и реагирует на движения элеронов. Указатель поворота и указатель скольжения объединены в один прибор, и, как вы увидите ниже, они вместе показывают, правильно ли выполняется вираж самолета.
уР и с. 269. Указатель воздушной скорости указывает увеличение или уменьшение скорости в зависимости от положения руля высоты.
Рис. 270. Указатель верти — рИс. кальной скорости (вариометр) показывает, летите ли вы горизонтально, и указывает скорость подъема или снижения в зависимости от избытка мощности мотора ( или моторов) по сравнению с мощностью, необходимой для поддержания горизонтального полета с заданной воздушной скоростью.
Чтобы сделать вираж, сперва поверните руль, а немедленно за этим действуйте элеронами так, чтобы шарик указателя скольжения оставался в среднем положении. Помните, что стрелку указателя поворота удерживают в надлежащем положении ногами, управляющими рулем поворота, а шарик
указателя скольжения удерживают в среднем положении, управляя элеронами. Во время поворота в горизонтальной плоскости вариометр должен показывать нуль. Чтобы привести самолет в по-
Рис.
271. ложение прямолинейного горизонтального полета, прекратите вираж, приведя стрелку указателя поворота в среднее положение, выравняйте крылья, приведя в среднее положение шарик ука — зателя скольжения, и отрегули — 272- руйте воздушную скорость посредством руля высоты. Указанные действия должны быть произведены строго в указанной последовательности для приведения самолета в прямолинейный го — рис ризонтальный полет независимо от начального положения самолета.
Рис. 271 и 272. Если вы накрените самолет влево без поворота, он начнет скользить на левое крыло; если вы накренцте Р7И4С; его вправо, он начнет скользить на правое крыло. Шарик указателя скольжения перекатится влево или вправо в зависимости от направления скольжения, а стрелка указателя поворота останется в среднем положении.
275.’ Рис. 273 и 274. Давая левую или правую ногу, вы поворачиваете самолет влево или вправо. Если вы во время поворота не накрените самолет, его натает забрасывать (заносить). При заносе влево стрелка указателя поворота отклоняется вправо, тогда как центробежная сила отталкивает шарик указателя скольжения влево. При заносе
вправо шарик идет направо, а стрелка указателя поворота — налево.
Рис. 275. Во время прямолинейного горизонтального полета стрелка указателя поворота и шарик указателя скольжения находятся В Среднем ПОЛОЖеНИИ. |ис.
Помните, что независимо от положения самолета, т. е. независимо от того, летит ли самолет прямолинейно и горизонтально или разворачивается, шарик указателя скольжения должен оставаться в среднем положении.
Рис. 276. При правильном исполнении левого виража с кре — 277- ном 15° шарик указателя скольжения остается в среднем положении, а стрелка указателя поворота отклоняется влево. Обучаясь исполнению виражей, практикуйтесь сначала в виражах с креном 15°, как самых легких.
Затем попробуйте делать разворо — ты на 180° (за одну минуту), прекращая разворот с точностью до плюс или минус 10°. По мере того как вы будете приобретать опыт, эта ошибка будет уменьшаться. Считайте продолжительность поворота с того момента, как вы начнете поворачивать Рис руль поворота (давать ногу), до 279′ того мгновения, когда вы прекратите действовать рулем в конце разворота.
Р и с. 277. По мере увеличения скорости виража стрелка указателя поворота будет все дальше отклоняться от среднего положения. Шарик указателя скольжения надо все время удерживать в среднем положении.
Выходя из крутого крена (30° или больше), согласовывайте действие органов управления так, чтобы самолет выравнивался плавно. Еще одно замечание: при крутом крене воздушная скорость падает и продолжает падать, когда вы выходите из разворота, так как нос вашего самолета стремится приподняться. Поэтому, выходя из разворота, сперва действуйте рулем поворота, а затем элеронами, проверяя воздушную скорость и наблюдая за указателем вертикальной скорости (вариометром). Помните, что вариометр всегда немного запаздывает и показывает то, что происходит, только через несколько секунд после того, как это произошло.
Р и е. 278. По мере увеличения скорости виража вам придется все сильнее накренять самолет, чтобы удержать шарик указателя скольжения в его среднем положении. При повороте с креном в 45° руль высоты приближается к вертикальному положению, а руль поворота — к горизонтальному, так что эти органы управления до некоторой степени меняются местами. Когда во время крутого крена нос самолета опустится, вы поднимаете его не рулем высоты, а рулем поворота. Помня о положении руля поворота и руля высоты относительно земли, вы сумеете лучше координировать действие ими при кренах в 45° и больше.
При большом крене не разворачивайтесь слишком круто. Крутые развороты требуют более точной координации действий органов управления, чем пологие. Вы увидите, что правильная координация достигается практикой.
Рис. 279. Во время точного разворота — нормального двухминутного виража (3° в секунду при крене 15°) или более быстрого (6° в секунду) — руководствуйтесь показаниями гирополукомпаса. Но прекращайте вираж не по гирополукомпасу, а приводя в среднее положение стрелку указателя поворота. Регулируя положение самолета во время разворота, пользуйтесь только указателем поворота и скольжения и держите вариометр на нуле, выдерживая таким образом высоту полета.
Полезно помнить, что ваши приборы никогда не кричат. Они шепотом дают вам свои указания. Внимательно следите за ними так, чтобы не пропустить ни малейшего их указания, …и старайтесь лучше немного опережать их, чем плестись у них в хвосте.
Уменье делать одно дело во-время-1- один из секретов полета по приборам.
Рис. 280. Пока вы набираете высоту по прямой, указатель поворота и шарик указателя скольжения остаются в среднем положении. Рис Указатель воздушной ско — 280 рости должен показывать желаемую скорость вашего самолета, а вертикальная скорость, с которой вы поднимаетесь, указывается ва — |ис риометром и зависит от избытка мощности мотора по сравнению с мощностью, необходимой для горизонтального полета с заданной воздушной СКОРОСТЬЮ. 282
Рис. 281. Чтобы выполнить правильный левый вираж в горизонтальной плоскости, вы должны управлять самолетом так, чтобы Рис
„ 283
указатель воздушной скорости показывал воздушную скорость, необходимую для виража самолета данного типа; стрелка указателя поворота отклонится влево; ша — рик указателя скольжения остается в среднем положении, а вариометр должен показывать нуль.
Рис. 282. При вираже
Рис
влево с подъемом ваши при — 285 боры должны указывать приблизительно то, что показано здесь. Показание указателя воздушной скорости упадет, если вы не увеличите мощность мотора; вариометр покажет скорость подъема. • >
Рис. 283. Если вы выполняете вертикальный вираж влево из горизон
тального полета, не изменяя мощности мотора, указатель поворота покажет скорость поворота. Показание воздушной скорости, естественно, понизится.
Рис. 284. Здесь вы видите, как примерно будут реагировать ваши приборы, если вы уменьшите мощность мотора и перейдете в спиральный спуск влево.
Рис. 285. Если же вы войдете в левый штопор, крылья самолета установятся под таким большим углом атаки, что воздушная скорость уменьшится, шарик указателя отклонится вправо от среднего положения, а стрелка указателя поворота сместится в зависимости от крутизны и скорости; штопора. Показание вариометра будет в значительной степени зависеть от типа самолета, на котором вы летите, от его нагрузки на крыло и величины полного лобового сопротивления.
Рисунки эти относятся к поворотам налево; повороты направо оказывают на указатель поворота и скольжения прямо противоположное влияние, а указатель воздушной скорости и вариометр будут давать вам примерно такие же указания, как на рис. 281—285.
Заметьте, что, объясняя вам, как реагируют ваши приборы на различные эволюции, я употребил выражение «примерно». Реакции указателя воздушной скорости и вариометра изменяются в зависимости от характеристик вашего самолета, в число которых входят, как вы знаете, крейсерская и критическая скорости, скороподъемность (зависящая от мощности мотора или моторов) и тип винта. Зато указатель поворота и скольжения всегда реагирует в точности так, как указано на этих рисунках, независимо от характеристик самолета.